Осенью листья будут падать, а цены на машины - взлетят. Такой прогноз дают эксперты с учетом повышений ставок утилизационного сбора, которое Минпромторг запланировал на 1 октября, пишет Комсомольская правда.
Соответствующий проект постановления правительства уже опубликован. Рост ожидается колоссальный – на 70-85%. Например, если сейчас за автомобиль с двигателем объемом 1-2 л, произведенный за рубежом, импортеры должны отдать государству 300 600 рублей, то через 2,5 месяца утильсбор для них составит уже 556 000! При этом вплоть до 2030 года ставка будет индексироваться на 10-20% в год. То есть спустя 5-6 лет за аналогичную машину придется заплатить больше миллиона. Если покупатель приобретает автомобиль у российского дилера, сумма утильсбора уже заложена в его стоимость.
Напомним, что впервые утилизационный сбор ввели в 2012 году. Формально – ради привлечения средств на последующую утилизацию отслуживших свой срок автомобилей за государственный счет. В реальности – для поддержки отечественных производителей. В 2014-м его распространили и на машины местной сборки, однако для заводов в России были предусмотрены промышленные льготы, по сути, компенсирующие утильсбор. Тогда эта мера стимулировала иностранные компании открывать в нашей стране собственные производства ради снижения цен.
- Надо понимать, что сейчас к самому процессу утилизации данный сбор не имеет никакого отношения – данная процедура столько просто не стоит, - поделился своим мнением с «Комсомольской правдой» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. – Причин резкого повышения ставок ровно две. Первая – пополнение бюджета на дополнительные миллиарды рублей. Вторая – АвтоВАЗ получит расширенный рынок сбыта, поскольку китайские автомобили прибавят в цене. Прочих победителей здесь нет, а проигравшие – все рядовые потребители. Уже сейчас, с учетом высоких кредитных ставок, купить машину тяжело. Станет в разы сложнее.
Важно отметить, что повышение ставок не коснется граждан, которые ввозят автомобиль для личного пользования. По-прежнему останется возможность приобрести за рубежом одну машину в год, не передавая право собственности на нее в последующие 12 месяцев, и заплатить при этом по льготному тарифу (3400-5200 рублей). Как и сейчас, это касается только автомобилей с объемом двигателя до 3 литров – в противном случае действует обычный, коммерческий коэффициент.
Минпромторг отдельно добавил, что рост ставки утилизационного сбора касается только тех видов техники, серийное производство которой налажено в России и Белоруссии. К ним относятся автомобили и электромобили всех категорий, а также прицепы и полуприцепы, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, самосвалы, гусеничные трактора и катки. Российских и белорусских компаний, производящих данную продукцию, повышение не коснется, поскольку именно на защиту их интересов и направлена мера. Причем речь не только об исконных отечественных брендах, но и российских заводах иностранных концернов. Полноценное производство ряда своих моделей в России ведет китайский Haval. Кроме того, на российских предприятиях налажена крупноузловая сборка брендов XCite (Chery), «Москвич (JAC), Volga (Changan) и Evolute (Dongfeng, Sokon), а в Белоруссии собирают автомобили Belgee (перелицованные Geely).
- Есть мнение, что и ввозимые из-за границы китайские автомобили не прибавят в цене уж слишком сильно, - отмечает Антон Шапарин. – Поскольку в них заложена высокая маржа, и производители из Поднебесной могут частично компенсировать рост утильсбора за счет снижения добавленной стоимости. Но не уверен, что они готовы идти на большие уступки. Если проект будет принят в его нынешнем виде – а нет сомнений, что так и случится – цены действительно вырастут на порядок. В том числе – у АвтоВАЗа. Уверен, что минимум по 100 000 рублей он к своей продукции добавит – поскольку у зарубежных конкурентов стоимость в любом случае поднимется еще больше. Коснется повышение и вторичного рынка. О взрывных темпах роста продаж теперь можно забыть (напомним, за первые 6 месяцев этого года было реализовано на 79% новых машин больше, чем за аналогичной период в 2023-м, - Ред.). Начнется ли его падение – зависит от ценников, которые увидим осенью. Но если есть возможность и планы по покупке новой машины – лучше успеть это сделать до 1 октября.