Мошенники стали выманивать у россиян секретную платежную информацию, предлагая им получить повышенный кешбэк в 10% по банковским картам, узнали «Известия».
О таком способе обмана осведомлены в ВТБ, Газпромбанке и Почта Банке, сообщили их представители.
В ОНФ «За права заемщиков» подтвердили, что легенда с повышенным вознаграждением появилась относительно недавно.
В условиях, когда ставки по вкладам достигают 20%, граждане ожидают, что и программы лояльности должны быть более конкурентными, поэтому доверяют злоумышленникам. Однако кешбэк в 10% банки могут предлагать лишь на ограниченное число операций, подчеркнули эксперты.
О звонке от имени сотрудника крупного российского банка, в ходе которого клиенту предложили кешбэк 10% на целый год, рассказал один из пользователей форума Banki.ru.
По его словам, под таким предлогом собеседник пытался выманить кодовое слово, которое устанавливается при открытии карты. Затем с его помощью подтверждается личность владельца. При этом представитель банка уточнил, что номер телефона, с которого был совершен звонок, кредитной организации не принадлежит.
Легенда с повышенным кешбэком — это относительная новелла, заявила «Известиям» руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Она уточнила, что такие единичные жалобы стали появляться осенью 2021 года. Легенду только начинают «обкатывать»: если ее успешность будет подтверждаться и люди станут передавать злоумышленникам платежные данные, то ее использование масштабируется, спрогнозировала эксперт.
— В этой конструкции злоумышленниками учитываются два фактора. Во-первых, люди всё меньше доверяют звонкам от «безопасников». Во-вторых, речь идет не о помощи, а о выгоде, что должно располагать потенциальную жертву, — отметила Евгения Лазарева.
По ее словам, несмотря на новую легенду, мошенники используют давно проверенную схему: под каким-либо предлогом выманивают платежные данные клиента. Это один из самых распространенных вариантов обмана, который приносит ежегодно миллиардные убытки экономике в целом, финансовому рынку и потребителям в частности, подчеркнула эксперт. Когда клиент передает злоумышленникам данные своих карт, счетов и документов, он в лучшем случае лишится своих денег. При наиболее трагичных вариантах, пользуясь данными потребителя, мошенники «вешают» на них огромные кредиты и растворяются, рассказала Евгения Лазарева.
Сейчас средний уровень кешбэка по дебетовым и кредитным картам составляет от 1% до 10%, оценила для «Известий» директор по розничным продуктам и продажам финансового маркетплейса «Сравни.ру» Ирина Димитрова. Однако она подчеркнула, что пользователь не может получить 10% кешбэка на все виды операций, поскольку у банков существует определенная градация: например, на обычные платежи чаще всего назначают кешбэк 1%, а максимальную ставку могут присвоить лишь на выбранные категории или на акции.
— Представители банков могут звонить своим клиентам, чтобы рассказать про новые акции или напомнить про погашение кредита. При этом сотрудники финорганизации никогда не просят совершить переводы с карты, — напомнила Ирина Димитрова.
Используя методы социальной инженерии, злоумышленники могут втереться в доверие даже с минимальным набором информации о человеке, например, зная только имя и номер телефона, отметил главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Впрочем, по его словам, более подробные данные о клиентах мошенники могут найти на специализированных платформах.