• Телевидение Новотроицка
  • 14 °C
  • 73 %
  • 764мм. рт. ст.
Войти

Российские металлурги хотят перенаправить поставки на Азию

04.04.2022 12:25, Просмотров: 1120
Российские металлурги хотят перенаправить поставки на Азию
Автор фото: Nokstv.ru

Российские предприятия черной металлургии должны будут переориентировать на восточное направление около 4 млн т стальной продукции в год. Причина — санкции и другие ограничения, введенные западными странами против России в ответ на военную спецоперацию на Украине, пишет РБК.

Такая предварительная оценка приводится в письме президента ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие компании черной металлургии), основного владельца «Северстали» Алексея Мордашова, которое он отправил первому вице-премьеру Андрею Белоусову 28 марта. Есть копия письма, его подлинность подтвердил один из членов ассоциации.

По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, ЕС в 2021 году импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Из них 2,86 млн т пришлось на плоский прокат.

Из трех крупнейших российских производителей плоского проката основным поставщиком в ЕС являлась «Северсталь», напоминает руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) экспортирует в Европу незначительные объемы и больше ориентируется на Ближний Восток. Группа «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в основном экспортирует в ЕС сляб (не попал под санкции), из которого затем можно выпускать стальной прокат: компания поставляет его на свои европейские активы для дальнейшей переработки.

«Мы сейчас решаем технические вопросы, связанные с перенаправлением той стальной продукции, которая раньше продавалась в Европу, на альтернативные рынки, включая Азию», — говорит представитель «Северстали». Он утверждает, что компания видит спрос на свою продукцию на альтернативных рынках.

По словам Красноженова, перенаправление плоского проката, высвобождающегося с европейского направления, не должно составить проблемы для российских сталелитейщиков. Но им придется изменить логистику и давать скидки новым покупателям, говорит он. Тем не менее азиатский рынок «переварит» такой объем, уверен эксперт. К тому же у компаний есть возможность поставлять часть товаров в Северную Африку и на Ближний Восток.

Доля продаж в Европу в выручке «Северстали» в 2021 году составила 31%. Каких-либо существенных объемов в Азию не продавалось. В выручке ММК Европа составляла 7%, Азия — 4%. Доля Европы в выручке «Металлоинвеста» составляла 29,3%, азиатского рынка — 8,5%.В то же время «Распадская» («дочка» Evraz) получала от продаж в Европу 11%, в Азиатско-Тихоокеанский регион — 32%. У «Мечела» на Европу приходилось лишь 13% выручки добывающего сегмента, на Китай — 38%, другие азиатские страны — еще 18%. В выручке металлургического сегмента компании доля Европы была 18%, Азии — 2%.

Китайский рынок огромен, на него приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь, говорится в отчете инвесткомпании «Атон», поступившем в РБК. Но в Китае мощное собственное производство, поэтому на импорт приходится лишь 25% потребления. По мнению аналитиков, это ограничивает возможности замещения российскими товарами импорта из других стран. Переориентация российского экспорта с «недружественных стран» (Европа и США, которые ввели санкции против России) на Китай может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд, говорится в отчете.

Спотовые цены на сталь на рынке Китая составляют $809 за тонну горячекатаного проката, что вдвое ниже, чем в Европе ($1577) и на 23% меньше котировок с поставкой в портах Черного моря ($1050), отмечают эксперты. Поэтому направление поставок в Китай не сулит российским производителям существенных экономических выгод.

Еще не факт, что Китай будет основной площадкой для российского проката, уходящего с европейского рынка, признает Красноженов. По его мнению, компаниям из России скорее придется конкурировать с китайскими производителями в других странах и территориях — в Малайзии, Вьетнаме, на Тайване, Филиппинах и в Индонезии. К тому же можно сократить долю проката и увеличить экспорт полуфабрикатов для его производства — слябов, добавляет эксперт.С учетом текущих высоких цен пространство для маневра очень большое: цены на стальную продукцию, руду и уголь до сих пор на исторических максимумах и их снижение не ожидается, заключает Красноженов.Перспективы увеличения поставок российской железной руды в Азию лучше, чем стальной продукции, отмечают аналитики «Атона». Китай импортирует это сырье в колоссальных объемах — более 1,1 млрд т в год — и легко может абсорбировать объемы из России. Уголь, который шел на Европу, также будет легко перебросить в Азию, так как российские «Мечел» и «Распадская» уже являются там поставщиками, считает Красноженов. РБК направил запрос в пресс-службы «Мечела» и «Распадской».По расчетам ассоциации «Русская сталь», при переориентации на Восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в 17 млрд руб. в год, говорится в письме Мордашова Белоусову.Кроме того, это потребует роста затрат на фрахт — уже сейчас его стоимость в морские порты Турции выросла более чем в 2,5 раза, в морские порты Китая — в четыре раза, добавляет владелец «Северстали».Стоимость транспортировки на настоящий момент подскочила на фоне ограниченного доступа к портам и резкого ослабления рубля, указывают аналитики «Атона». По словам Красноженова, для переориентации поставок в Азию компании будут активнее использовать порты Дальнего Востока и Каспийского моря.

Основные сложности связаны с экспортной логистикой: дефицитом порожнего железнодорожного парка и крупнотоннажного флота, ростом ставок фрахта морских судов, говорит представитель «Металлоинвеста». Компания принимает меры для восстановления экспортных объемов, рассматриваются все возможные направления перераспределения потоков, включая Дальний Восток и страны Юго-Восточной Азии. Для нее не будет сложно перенаправить свои европейские поставки в Азию, считает Красноженов. Железорудное сырье с высоким содержание железа (окатыши) — продукт, востребованный в Китае, говорит он.Часть российских компаний стремится сменить вектор и активно развивает сотрудничество с китайскими партнерами — в связи с этим на экспортно-импортные перевозки по маршруту Россия — Китай количество заявок возросло и в настоящее время практически в два раза превышает возможности инфраструктуры, сообщила 30 марта «дочка» РЖД — «РЖД Логистика».

РЖД «сделают все возможное, чтобы обеспечить перевозку максимального объема груза отечественных производителей», говорит представитель компании. Однако по установленным правилам приоритет в согласовании заявок отдается перевозкам грузов во внутрироссийском сообщении, сырью для непрерывных производств и товарам высокого передела, напоминает он.В 2021 году в восточном направлении по сети РЖД на экспорт было отправлено 5,5 млн т черных металлов (на 16% меньше, чем в 2020 году) и 4,5 млн т железной руды (-2%). Учитывая повышенный спрос к перевозкам в восточном направлении, БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, говорит представитель РЖД. Для расширения экспортных возможностей РЖД ведут переговоры с «Китайскими железными дорогами» по дополнительной передаче грузовых поездов, добавляет он.Представитель РЖД отдельно отмечает, что есть возможность увеличения перевозки грузов по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору Север — Юг: через погранпереход Самур в Азербайджан и через Азербайджан либо через порты Каспия».

Обсуждаемое
Комментарии

Авторизация пользователя